ШАГ « Я и Закон»
Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!»
Цель занятия: познакомить учащихся с понятиями «Закон», «Правонарушение», «Преступление», «Наказание», «Уголовная ответственность».
Задачи занятия:
- дать определение понятиям «Закон», «Правонарушение», «Преступление», «Наказание», «Уголовная ответственность»;
- отработать умения: взаимодействовать в группах, выражать свои мысли, взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию;
- вырабатывать умение моделировать свое поведение;
- воспитывать осознанную общественную значимость правомерного поведения;
- воспитание культуры общения.
Формы и методы работы на занятии:
- индивидуальная работа в парах и малых группах;
- Решение кроссворда;
- Эвристическая беседа;
- Работа с документом;
- Организованная дискуссия.
Ход занятия
Эпиграф: (на экране)
|
Глаза у нас намного выше ног
В том смысле вижу я особый знак:
Мы все сотворены, чтоб каждый мог
Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.
Р. Гамзатов
|
Цель:
|
- Познакомить учащихся с понятиями «Закон», «правонарушение», «преступление», «уголовная ответственность», «наказание».
- Отработать умения: взаимодействия в группах, выражать свои мысли, взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию, моделирование своего поведения.
осознать общественную значимость и важность правомерного поведения.
|
Вопросы:
|
- Что такое правонарушение? Преступление? Почему люди их совершают?
- Каковы нравственные аспекты правонарушения?
- Для чего необходимо соблюдать закон?
|
Понятия:
|
Закон; Правонарушение; Преступление (наказание); Уголовная ответственность.
|
Ход занятия
|
Тема сегодняшнего занятия «Я и закон». Начать я его хочу со строчек из поэзии Расула Гамзатова (см выше).
В этом четверостишье, на мой взгляд, глубокий смысл. Как вы думаете, какими словами можно заменить слова «Осмотреть» и «шаг»? (решить, сделать выбор, поступок, действия)
Действительно, каждый человек должен осознавать ответственность за свой выбор, действия – не противоречит ли он законам общества.
|
Мотивация:
|
Класс делится на три группы. Перед основным этапом работы предлагаю вам небольшую разминку.
|
Понятия разложены на столах
|
Свобода; Ответственность; Выбор; Ценности;
Гражданская позиция; Семья; Личность; Общество;
- Детям предлагается выбрать из терминов те, которые связаны по смыслу с новой темой «Я и закон»
|
Портрет Федора Никифоровича Плевако (1842-1908)
|
- Познакомьтесь с ответами на вопросы журналистов выдающегося адвоката Федора Никифоровича Плевако:
- Каким должно быть наказание?
- Наказание следует за преступлением. Наказание должно быть неотвратимым и справедливым.
- Что порождает преступление?
- Люди несвободны, они порабощены сословными предрассудками, бедностью, отсутствием образования. Преступники жестоки, распутны и сластолюбивы. Наши законы непонятны людям, многие не знают законов страны. Задача правительства образовывать людей, воспитывать в молодежи законолюбие и законопочитание. Тогда гражданин не будет бояться закона, будет защищать закон.
? – Что, по мнению Ф.Н.Плевако, может быть причиной преступления?
- Как автор предлагает предупреждать преступления?
- Человек живет в обществе, поэтому он должен знать и исполнять законы общества.
- Человек, преступивший черту закона, понесет неотвратимое и справедливое наказание.
- Человек выбирает свой жизненный путь, имеет право на ошибку, за которую потом отвечает.)
|
Работа над понятием «Закон» по группам
Кроссворд(схема на столе у каждой группы)
На экране выводится понятие
|
- Детям предлагается подобрать ряд слов-ассоциаций к понятию «Закон», используя поговорки и пословицы:
- 1. Закон суров, но это закон.
- 2. На воре и шапка горит.
- 3.Чужое добро впрок не идет.
- 4. Дай вору золотую гору, он и ту промотает.
- 5. Искру туши от пожара, беду отводи до удара.
- Кроссворд, решая который получится слово «закон»
- Вопросы по вертикали:
- 1.Количество прожитых лет определяет твой… .
- 2.Умышленное участие двух или более лиц в преступлении.
- 3.Возмездие за преступление.
- 4.Движущая сила преступления.
- 5.В Беларуси– лицо, не достигшее 18 лет.
- Группы представляют свою работу, вывешивают слова ассоциации на доску и дают определение слову «закон»
- (Закон – это общеобязательное правило, принятое на государственном уроне. Выполнение закона контролируется государством. Нарушение закона карается государством.)
|
Работа над понятиями «преступление и «наказание»
Библейская притча о Каине и Авеле
На экране идет текст и иллюстрации
Учащиеся дают определение понятиям «Преступление» и «наказание»
|
- «Каин и Авель были первыми детьми Адама и Евы, родившимися у них после изгнания из рая. Каин был старше Авеля. Он занимался земледелием, Авель пас овец.
- И вот настало время тому и другому принести жертву Богу. Авель выбрал лучшего агнца и отдал его с великой радостью. Каин же принес сноп спелых колосьев, но счел свою жертву совершенно напрасной тратой.
- Богу важно было, конечно, не воздаяние само по себе, а чувство любви и благодарности Ему за дарованную людям жизнь, позволяющую собирать и вкушать земные плоды. Он благосклонно принял дар Авеля, объяв его жертвенники небесным огнем, и не принял Каиново неискреннее приношение.
- Каину стало досадно, что жертва его оказалась неугодна Богу, и он очень рассердился на своего брата.
- Рожденная в сердце злоба и ненависть к брату привели Каина к преступлению. Однажды он позвал Авеля в поле, завел подальше от жилища родителей и убил его.
- В наказание за совершенное злодеяние Бог проклял Каина и все его потомство. Каин вынужден был бежать как можно дальше от тех мест, где он совершил преступление, но нигде не мог обрести покоя. Везде чудился ему образ убиенного его брата, люди сторонились его, а сам Каин испытывал невыносимые муки от угрызений совести».
- Вопросы:
- Что именно «преступил», нарушил Каин?
- Почему он совершил этот поступок?
- Каковы были последствия совершенного преступления?
- Выводы:
- часто в основе нарушения общепринятых правил жизни на Земле лежит такое качество человеческого характера, как зависть;
- Злоба, ненависть, зависть приводят человека к нарушению правил жизни, преступлению;
- наказание – это возмездие за совершенное преступление, которое может быть также средством исправления и перевоспитания преступника.
|
Работа над понятием
«Уголовная ответственность»
Работа с документом
(текст на столах у детей)
Ключевые слова дети пишут фломастерами на отдельном листке.
Ключевые слова:
Неблагоприятные последствия
Преступление
Уголовное право
Осуждение
принуждение
Выводы:
Эпиграф на экране
|
- Прочитать документ, выделить в нем ключевые слова, раскрывающие смысл понятия и представить его краткую формулировку.
- «В общем плане ответственность можно определить как неблагоприятные последствия за ненадлежащее поведение виновного лица. Уголовная ответственность установлена только исключительно за совершенные преступления.
- Уголовная ответственность – правовое последствие, результат применения к виновному лицу норм уголовного права за совершенное им преступление. Уголовная ответственность заключается в государственном осуждении и принуждении лица за его прошлое поведение.
- Уголовная ответственность – это правоотношение, возникающее между правонарушителем и государством».
- Группы выделяют в тексте ключевые слова и дают определение.
- - Уголовная ответственность – это меры принудительного характера;
- - они предусматриваются уголовным законом;
- - они являются реакцией государства на совершенное преступление.
- Сведения для учащихся:
- По общему правилу лицо подлежит уголовной ответственности, если оно достигло возраста 16 лет, однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает в 14-летнем возрасте: убийство, умышленное причинение здоровью тяжкого вреда и вреда средней тяжести, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж, разбой, неправомерное завладение автотранспортным средством без цели хищения и т.д.
- Представители групп выходят с понятиями занятия
- ? Для чего нужно соблюдать закон?
- Как связан эпиграф с темой нашего занятия?
- - Мы познакомились с понятиями «Закон», «Преступление и наказание», «Уголовная ответственность»; определили сущность этих понятий. Человек должен осознавать важность и личную значимость выбора, совершенного в правовой сфере. Об этом мы читали с вами в эпиграфе к занятию.
|
Ведущий: Я предлагаю рассмотреть несколько ситуаций и проанализировать их с точки зрения закона и с точки зрения морали. Для этого у нас есть группа "юристов" и группа "гуманистов".
Ситуация 1.
Сергей С. и Борис Г., учащиеся одного из ПТУ, на автобусной остановке избили пожилого человека.
Был конец декабря. Мороз, ветер. Мужчина спешил на работу в ночную смену. Подкатил автобус. На подножке, пьяно кривляясь, задержался тщедушный подросток Сергей (16 лет). "Выходишь или нет?" — только и спросил мужчина. Вместо ответа последовал удар по голове. Это подскочил Борис (16 лет) — он вышел раньше и поджидал приятеля.
Люди из проезжавшей мимо машины увидели, как двое парней "молотят" человека. Бросились на помощь и задержали хулиганов.
Комментарий юристов: В соответствии с Уголовным Кодексом Республики Беларусь (УК РБ) "Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста..." (гл. 5, ст. 27). Данное преступление "можно квалифицировать как "злостное или особо злостное, хулиганство" (ст. 201, ч. 2, 3). Приговор будет выносить суд, учитывая все нюансы происшедшего.
Комментарий гуманистов: Сергей и Борис совершили аморальный поступок. Во-первых, они нарушили "золотое правило нравственности": поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. В этом правиле содержится идея гуманизма и равенства всех людей, идея абсолютного добра. Ребята, умышленно или случайно, избили ни в чем не повинного пожилого человека. Что это — проявление неоправданной жестокости, влияние алкоголя, издержки воспитания? Ответить сложно. Но ясно одно: данный поступок противоречит законам совести.
Ситуация 2.
Группа ребят 12—13 лет по вечерам выходила на прогулку, и мальчики снимали "значки" с иномарок. По пятницам они продавали свои "трофеи" мужчине с авторынка. У ребят появились карманные деньги, они могли посещать компьютерный зал, покупать мороженое и сигареты. Но в один вечер их задержал прямо на месте преступления участковый милиционер.
Комментарий юристов: Данное преступление УК РБ рассматривает как кражу имущества граждан (ст. 87). Но так как лица, совершившие данное преступление, не достигли 16 лет, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела будут направлены в комиссию по делам несовершеннолетних для применения административных мер.
Комментарий гуманистов: Всем известна одна из заповедей Христа: "Не укради". То есть ребята нарушили простейшее нравственное правило: не брать то, что тебе не принадлежит. Ребята не устояли перед соблазном получать легкий доход, вероятно, не думая о последствиях и для себя, и для тех людей, у которых они украли. Гуманистическая мораль проникнута уважением к человеку и его собственности, нетерпима к посягательствам на его достоинство. Данный поступок нарушает закон морали, что недопустимо для цивилизованных людей.
Ведущий: Итак, приведенные ситуации подтвердили мнение эксперта: то, что запрещает закон, запрещает и мораль.
Какие общие черты права, морали, законов государства и законов совести?
Ответ учеников: Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества и государства. Право и мораль регулируют общественные отношения, имеют нормативное содержание. Что запрещено законом, запрещено и моралью.
Ведущий: Рассмотрим ситуации далее, чтобы убедиться, всегда ли нарушение моральных принципов подпадает под действия правовых норм. Анализируя следующую ситуацию, оцените поведение Светы.
Ситуация 3.
Света и Галя — одноклассницы, они сидят за одной партой, вместе идут в школу и возвращаются домой. Но подругами их назвать нельзя, хотя со стороны их отношения очень похожи на дружбу. Дело в том, что Галя хорошо учится, красиво, стильно одевается, занимается спортом. Она старается помочь в учебе своей соседке. Но у Светы почему-то все получается хуже, выглядит она нескладной, одежда не скрывает недостатков фигуры. Галя нравится мальчикам больше Светы... И вот однажды из окна своей квартиры Света увидела, как Гале, бежавшей домой, преградили путь два под-выпивших переростка, начали ее подталкивать, дразнить, дергать за волосы. Галя пыталась уйти, но ее не пускали... Света со злорадством наблюдала, как издеваются над ее приятельницей и вовсе не спешила позвать взрослых, вызвать милицию.
Комментарий юристов: С точки зрения правовых норм нарушений со стороны Светы не было.
Комментарий гуманистов: С точки зрения морали Света — подлый, безнравственный человек. Она создает впечатление приятельницы, даже подруги, но на самом деле страшно завидует своей соседке. Лицемерие, зависть — одни из самых отрицательных качеств человека.
Ситуация 4.
Сергей, ученик 7 класса, плохо учится. Он ходит в школу, отсиживает уроки, что-то пишет, но думает о своем. Дома, когда нет родителей, смотрит телевизор или играет на улице. К выполнению домашних заданий относится недобросовестно. С каждого нового учебного года обещает взяться за учебу, но безрезультатно.
Комментарий юристов: Противоправных действий совершено не было, поэтому данный случай не попадает под действие правовых норм.
Комментарий гуманистов: Лень — один из пороков человечества. Вероятно, Сергей не раз слышал увещевания родителей и учителей. И.С.Тургенев считал, что "всякий человек сам себя воспитать должен", но, возможно, Сергею нужна была помощь психолога, чтобы занятия в школе были более продуктивны, чтобы он смог преодолеть лень и безразличие.
Ведущий: Какие отличия между нормами права и нормами морали? Ответ учеников: Мораль складывается путем общественного мнения, а нормы права устанавливаются компетентными государственными органами в официальных документах. Нормы морали используются в силу личных убеждений, регулируют более широкую область отношений и др.
Ведущий: Одни поступки могут регулироваться только моралью, другие— только правом, а третьи — и тем, и другим. Да, законы совести общеизвестны. Но необходимо четко усвоить, что их нужно соблюдать. В большинстве случаев нарушение законов совести — это и нарушение законов государства, что влечет за собой не только моральную — муки совести, но и правовую — ответственность перед государством.
Право и мораль поддерживают друг друга в деле упорядочения отношений между людьми. Так, законы совести отрицательно оценивают большинство видов преступлений и тем самым дополнительно удерживают людей от их совершения. Закон иногда можно обойти, но моральное осуждение настигает всегда. Таким образом, мораль и право дополняют друг друга.
Викторина "Знаешь ли ты законы своей республики?"
1.Какой основной закон в Республике Беларусь? (Конституция Республики Беларусь.)
2.Какие законы вы еще знаете? ("Об образовании", "О правах ребенка", Уголовный кодекс РБ, Гражданский кодекс РБ, Кодекс РБ об административных правонарушениях.)
3.Какой орган принимает законы? (Парламент РБ. Чтобы законопроект стал законом, необходимо, чтобы его подписал президент. После опубликования закона в средствах массовой информации он вступает в силу).
4.Что такое закон? (Закон — нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.)
5.Что такое преступление? В какой статье УК РБ раскрывается данный термин? (В ст. 11 действующего УК РБ говорится, что преступлением признается совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания)
6.Когда была принята Конституция РБ? (15 марта 1994 г., в 1996 г. на республиканском референдуме в нее были внесены изменения и дополнения.)
7.В каком разделе Конституции РБ закреплен Правовой статус гражданина? (Раздел 2. "Личность, общество, государство".)
8.Что такое законность? (Неукоснительное соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов, верховенство законов, охрана правопорядка.)
9.С какого возраста лицо подлежит уголовной ответственности? (Достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных УК, где к ответственности могут быть привлечены лица с 14 лет, ст. 27 УК РБ ).
10.Какие виды наказаний применяются за совершение преступления? (Ст. 48 УК РБ: общественные работы, штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь и др.)
11.Какие из видов наказаний не применяются к несовершеннолетним? (Смертная казнь и наказание, предусматривающее срок лишения свободы свыше 10 лет.)
12.За совершение каких преступлений предусмотрена уголовная ответственность с 14 лет? (За убийство умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, — т. е. за совершение преступлений, опасность которых очевидна и могла быть осознана в этом возрасте.)
13.В соответствии с какими статьями кодекса РБ об административных правонарушениях и за какие нарушения могут привлекаться несовершеннолетние к ответственности? (Административной ответственности подлежат несовершеннолетние с 16 до 18 лет в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РБ: за мелкое хищение государственного и общественного имущества — ст. 51; за нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств — ст. 82; за нарушение правил движения пешеходами и иными участниками движения на дорогах — ст. 112—119; за нарушение порядка продажи гладкоствольного оружия — ст. 146; за мелкое хулиганство — ст. 156; за стрельбу из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в неотведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка — ст. 157; за неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего или иного лица при исполнении ими обязанностей или общественного долга по охране общественного порядка — ст. 166).
14.За какие правонарушения могут привлекаться к административной ответственности родители несовершеннолетних и лица, их заменяющие? (За появление в общественных местах несовершеннолетних до 16 лет в пьяном состоянии или за распитие спиртных напитков — ст. 159, ч. 4; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения — ст. 160, ч. 1; покупку спиртных напитков для несовершеннолетних — ст. 160, ч. 2; злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей — ст. 162, ч. 1; мелкое хулиганство детей в возрасте 14—16 лет — ст. 162, ч. 2.)
15.Кто осуществляет основную работу по профилактике преступности несовершеннолетних? (Комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемые при районных, городских, областных, Минском городском исполнительных комитетах соответствующими исполнительными комитетами. Большая ответственность за проведение профилактической работы ложится на школу.)
16.Какие вопросы рассматривают КДН? (Комиссии обладают полномочиями органа государственной власти и вправе применять меры административного взыскания к несовершеннолетним правонарушителям и родителям или лицам, их заменяющим, которые уклоняются от выполнения родительских обязанностей или посягают на права несовершеннолетних, а также к любым иным взрослым лицам, которые оказывают пагубное влияние на несовершеннолетних.)
17.К какому виду нарушений относятся появление надписей на стенах и дверях зданий, на мебели, партах, разбрасывание мусора вокруг школы? (Мелкий вандализм, повреждение имущества, разбрасывание мусора — административное правонарушение.)
18.К какому виду нарушений относятся драки, кражи? (Уголовные преступления.)
19.Что такое криминология? (Наука, изучающая причины и закономерности возникновения и существования преступности в обществе).
20.Что такое виктимология? (Наука о жертве преступления, victim — жертва (лат.)).
Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.
Права и обязанности учащихся закреплены в основном законе жизни и деятельности школы — ее уставе, который принимается на общешкольной конференции, в работе которой, как правило, участвуют наряду с педагогами и родителями сами учащиеся.
Устав представляет собой свод правил и положений, которые определяют цели, задачи, организацию, структуру и порядок деятельности школы.
В уставе закреплены права учащегося:
• на правовую и социальную защищенность;
• на выбор профиля обучения;
• уважение своего достоинства;
• на помощь учителей и овладение знаниями;
• на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
• на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;
• на защиту труда и здоровья в процессе обучения;
• представлять школу на конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями;
• выбирать и быть выбранным на конференцию, в совет школы, органы ученического самоуправления;
• принимать участие в распределении заработанных школой средств;
• высказывать свое мнение при оценке деятельности учителей в форме, определенной уставом школы;
• на признание и оценку своей учебной и общественной деятельности;
• на открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках контрольных работ и экзаменов.
Устав устанавливает:
• старательно учиться, овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками, быть дисциплинированным, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции;
• не унижать достоинство людей, уважать их взгляды и убеждения;
• достойно вести себя в школе и за ее пределами, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие, человечность;
• бережно и с уважением относиться к национальной истории и культуре своего и других народов;
• беречь родную природу и окружающий мир, их богатство и красоту;
• подчиняться решениям конференции, совета школы, указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям учителя и других сотрудников школы, исполнять устав школы.
Устав школы закрепляет также и отдельные запрещения на поведение и действия учащихся, грубо нарушающие порядок в школе и представляющие собой опасность для окружающих.
Учащимся школы запрещается:
• носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, особенно оружие, боеприпасы и т.д., применение или угроза их применения;
• развязывать и провоцировать драки в школе и в школьном дворе и участвовать в них;
• иметь спиртные напитки или наркотики, употреблять их, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях;
• играть на занятиях и в перерывах в карты и другие азартные игры;
• заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб школе, собственности учащегося;
• игнорировать замечания, сделанные учителем или представителем администрации школы, проявляя при этом грубость и неуважительность;
• регулярно не выполнять получаемые задания или их систематически недобросовестно выполнять.
Но во всех случаях, разрешая ситуации, связанные с привлечением учащихся к ответственности за нарушение требований устава школы, другие проступки, администрации школы необходимо учитывать положение основополагающих правовых документов, закрепляющих методы дисциплинарной практики в учебно-воспитательных учреждениях.