Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Шаг Январь

ШАГ « Я и Закон»

Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!»

Цель занятия: познакомить учащихся с понятиями «Закон», «Правонарушение», «Преступление», «Наказание», «Уголовная ответственность».

Задачи занятия:

  • Обучающие:

- дать определение понятиям «Закон», «Правонарушение», «Преступление», «Наказание», «Уголовная ответственность»;

  • Развивающие:

- отработать умения: взаимодействовать в группах, выражать свои мысли, взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию;

  • Воспитывающие:

вырабатывать умение моделировать свое поведение;

воспитывать осознанную общественную значимость правомерного поведения;

- воспитание культуры общения.

Формы и методы работы на занятии:

- индивидуальная работа в парах и малых группах;

- Решение кроссворда;

- Эвристическая беседа;

- Работа с документом;

- Организованная дискуссия.


Ход занятия

Эпиграф: (на экране)

Глаза у нас намного выше ног

В том смысле вижу я особый знак:

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

                                                                       Р. Гамзатов

Цель:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «Закон», «правонарушение», «преступление», «уголовная ответственность», «наказание».
  2. Отработать умения: взаимодействия в группах, выражать свои мысли, взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию, моделирование своего поведения.

осознать общественную значимость и важность правомерного поведения.

Вопросы:

  1. Что такое правонарушение? Преступление? Почему люди их совершают?
  2. Каковы нравственные аспекты правонарушения?
  3. Для чего необходимо соблюдать закон?

Понятия:

Закон; Правонарушение; Преступление (наказание); Уголовная ответственность.

Ход занятия

Тема сегодняшнего занятия «Я и закон». Начать я его хочу со строчек из поэзии Расула Гамзатова (см выше).

В этом четверостишье, на мой взгляд, глубокий смысл. Как вы думаете, какими словами можно заменить слова «Осмотреть» и «шаг»? (решить, сделать выбор, поступок, действия)

Действительно, каждый человек должен осознавать ответственность за свой выбор, действия – не противоречит ли он законам общества.

Мотивация:

Класс делится на три группы. Перед основным этапом работы предлагаю вам небольшую разминку.

Понятия разложены на столах

Свобода; Ответственность; Выбор; Ценности;

Гражданская позиция; Семья; Личность; Общество;

- Детям предлагается выбрать из терминов те, которые связаны по смыслу с новой темой «Я и закон»

Портрет Федора Никифоровича Плевако (1842-1908)

  • Познакомьтесь с ответами на вопросы журналистов выдающегося адвоката Федора Никифоровича Плевако:
  • Каким должно быть наказание?
  • Наказание следует за преступлением. Наказание должно быть неотвратимым и справедливым.
  • Что порождает преступление?
  • Люди несвободны, они порабощены сословными предрассудками, бедностью, отсутствием образования. Преступники жестоки, распутны и сластолюбивы. Наши законы непонятны людям, многие не знают законов страны. Задача правительства образовывать людей, воспитывать в молодежи законолюбие и законопочитание. Тогда гражданин не будет бояться закона, будет защищать закон.

? – Что, по мнению Ф.Н.Плевако, может быть причиной преступления?

  • Как автор предлагает предупреждать преступления?
  1. Человек живет в обществе, поэтому он должен знать и исполнять законы общества.
  2. Человек, преступивший черту закона, понесет неотвратимое и справедливое наказание.
  3. Человек выбирает свой жизненный путь, имеет право на ошибку, за которую потом отвечает.)

Работа над понятием «Закон» по группам

 

 

 

 

Кроссворд(схема на столе у каждой группы)

На экране выводится понятие

  • Детям предлагается подобрать ряд слов-ассоциаций к понятию «Закон», используя поговорки и пословицы:
  • 1. Закон суров, но это закон.
  • 2. На воре и шапка горит.
  • 3.Чужое добро впрок не идет.
  • 4. Дай вору золотую гору, он и ту промотает.
  • 5. Искру туши от пожара, беду отводи до удара.
  • Кроссворд, решая который получится слово «закон»
  • Вопросы по вертикали:
  • 1.Количество прожитых лет определяет твой… .
  • 2.Умышленное участие двух или более лиц в преступлении.
  • 3.Возмездие за преступление.
  • 4.Движущая сила преступления.
  • 5.В Беларуси– лицо, не достигшее 18 лет.
  • Группы представляют свою работу, вывешивают слова ассоциации на доску и дают определение слову «закон»
  • (Закон – это общеобязательное правило, принятое на государственном уроне. Выполнение закона контролируется государством. Нарушение закона карается государством.)

Работа над понятиями «преступление и «наказание»

Библейская притча о Каине и Авеле

На экране идет текст и иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают определение понятиям «Преступление» и «наказание»

  • «Каин и Авель были первыми детьми Адама и Евы, родившимися у них после изгнания из рая. Каин был старше Авеля. Он занимался земледелием, Авель пас овец.
  • И вот настало время тому и другому принести жертву Богу. Авель выбрал лучшего агнца и отдал его с великой радостью. Каин же принес сноп спелых колосьев, но счел свою жертву совершенно напрасной тратой.
  • Богу важно было, конечно, не воздаяние само по себе, а чувство любви и благодарности Ему за дарованную людям жизнь, позволяющую собирать и вкушать земные плоды. Он благосклонно принял дар Авеля, объяв его жертвенники небесным огнем, и не принял Каиново неискреннее приношение.
  • Каину стало досадно, что жертва его оказалась неугодна Богу, и он очень рассердился на своего брата.
  • Рожденная в сердце злоба и ненависть к брату привели Каина к преступлению. Однажды он позвал Авеля в поле, завел подальше от жилища родителей и убил его.
  • В наказание за совершенное злодеяние Бог проклял Каина и все его потомство. Каин вынужден был бежать как можно дальше от тех мест, где он совершил преступление, но нигде не мог обрести покоя. Везде чудился ему образ убиенного его брата, люди сторонились его, а сам Каин испытывал невыносимые муки от угрызений совести».
  • Вопросы:
  • Что именно «преступил», нарушил Каин?
  • Почему он совершил этот поступок?
  • Каковы были последствия совершенного преступления?

 

  • Выводы:
  • часто в основе нарушения общепринятых правил жизни на Земле лежит такое качество человеческого характера, как зависть;
  • Злоба, ненависть, зависть приводят человека к нарушению правил жизни, преступлению;
  • наказание – это возмездие за совершенное преступление, которое может быть также средством исправления и перевоспитания преступника.

Работа над понятием

«Уголовная ответственность»

Работа с документом

(текст на столах у детей)

Ключевые слова дети пишут фломастерами на отдельном листке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

Неблагоприятные последствия

Преступление

Уголовное право

Осуждение

принуждение

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

Эпиграф на экране

  • Прочитать документ, выделить в нем ключевые слова, раскрывающие смысл понятия и представить его краткую формулировку.
  • «В общем плане ответственность можно определить как неблагоприятные последствия за ненадлежащее поведение виновного лица. Уголовная ответственность установлена только исключительно за совершенные преступления.
  • Уголовная ответственность – правовое последствие, результат применения к виновному лицу норм уголовного права за совершенное им преступление. Уголовная ответственность заключается в государственном осуждении и принуждении лица за его прошлое поведение.
  • Уголовная ответственность – это правоотношение, возникающее между правонарушителем и государством».
  • Группы выделяют в тексте ключевые слова и дают определение.
  • - Уголовная ответственность – это меры принудительного характера;
  • - они предусматриваются уголовным законом;
  • - они являются реакцией государства на совершенное преступление.
  • Сведения для учащихся:
  • По общему правилу лицо подлежит уголовной ответственности, если оно достигло возраста 16 лет, однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает в 14-летнем возрасте: убийство, умышленное причинение здоровью тяжкого вреда и вреда средней тяжести, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж, разбой, неправомерное завладение автотранспортным средством без цели хищения и т.д.
  • Представители групп выходят с понятиями занятия
  • ? Для чего нужно соблюдать закон?
  • Как связан эпиграф с темой нашего занятия?
  • - Мы познакомились с понятиями «Закон», «Преступление и наказание», «Уголовная ответственность»; определили сущность этих понятий. Человек должен осознавать важность и личную значимость выбора, совершенного в правовой сфере. Об этом мы читали с вами в эпиграфе к занятию.

Ведущий: Я предлагаю рассмотреть не­сколько ситуаций и проанализировать их с точки зрения закона и с точки зрения морали. Для этого у нас есть группа "юристов" и группа "гуманистов".

                                                 Ситуация 1.

     Сергей С. и Борис Г., уча­щиеся одного из ПТУ, на автобусной ос­тановке избили пожилого человека.

     Был конец декабря. Мороз, ветер. Мужчина спешил на работу в ночную сме­ну. Подкатил автобус. На подножке, пья­но кривляясь, задержался тщедушный под­росток Сергей (16 лет). "Выходишь или нет?" — только и спросил мужчина. Вме­сто ответа последовал удар по голове. Это подскочил Борис (16 лет) — он вышел раньше и поджидал приятеля.

Люди из проезжавшей мимо машины увидели, как двое парней "молотят" чело­века. Бросились на помощь и задержали хулиганов.

Комментарий юристов: В соответствии с Уголовным Кодексом Республики Бела­русь (УК РБ) "Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшие ко времени со­вершения преступления шестнадцатилетне­го возраста..." (гл. 5, ст. 27). Данное пре­ступление "можно квалифицировать как "злостное или особо злостное, хулиганство" (ст. 201, ч. 2, 3). Приговор будет выно­сить суд, учитывая все нюансы происшед­шего.

Комментарий гуманистов: Сергей и Бо­рис совершили аморальный поступок. Во-первых, они нарушили "золотое правило нравственности": поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. В этом правиле содержится идея гуманизма и равенства всех людей, идея абсолютного добра. Ребята, умышленно или случайно, избили ни в чем не повинного пожилого человека. Что это — проявление неоправ­данной жестокости, влияние алкоголя, из­держки воспитания? Ответить сложно. Но ясно одно: данный поступок противоречит законам совести.

Ситуация 2.

     Группа ребят 12—13 лет по вечерам выходила на прогулку, и маль­чики снимали "значки" с иномарок. По пятницам они продавали свои "трофеи" мужчине с авторынка. У ребят появились карманные деньги, они могли посещать компьютерный зал, покупать мороженое и сигареты. Но в один вечер их задержал прямо на месте преступления участковый милиционер.

Комментарий юристов: Данное преступ­ление УК РБ рассматривает как кражу имущества граждан (ст. 87). Но так как лица, совершившие данное преступление, не достигли 16 лет, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела будут на­правлены в комиссию по делам несовер­шеннолетних для применения администра­тивных мер.

Комментарий гуманистов: Всем извест­на одна из заповедей Христа: "Не укра­ди". То есть ребята нарушили простейшее нравственное правило: не брать то, что тебе не принадлежит. Ребята не устояли перед соблазном получать легкий доход, вероятно, не думая о последствиях и для себя, и для тех людей, у которых они ук­рали. Гуманистическая мораль проникнута уважением к человеку и его собственнос­ти, нетерпима к посягательствам на его достоинство. Данный поступок нарушает закон морали, что недопустимо для циви­лизованных людей.

Ведущий: Итак, приведенные ситуации подтвердили мнение эксперта: то, что за­прещает закон, запрещает и мораль.

Какие общие черты права, морали, за­конов государства и законов совести?

Ответ учеников: Право и мораль пред­ставляют собой требования к человеку от лица общества и государства. Право и мо­раль регулируют общественные отношения, имеют нормативное содержание. Что за­прещено законом, запрещено и моралью.

Ведущий: Рассмотрим ситуации далее, чтобы убедиться, всегда ли нарушение мо­ральных принципов подпадает под дей­ствия правовых норм. Анализируя следую­щую ситуацию, оцените поведение Светы.

Ситуация 3.

Света и Галя — одно­классницы, они сидят за одной партой, вместе идут в школу и возвращаются до­мой. Но подругами их назвать нельзя, хотя со стороны их отношения очень по­хожи на дружбу. Дело в том, что Галя хо­рошо учится, красиво, стильно одевается, занимается спортом. Она старается помочь в учебе своей соседке. Но у Светы поче­му-то все получается хуже, выглядит она нескладной, одежда не скрывает недостат­ков фигуры. Галя нравится мальчикам больше Светы... И вот однажды из окна своей квартиры Света увидела, как Гале, бежавшей домой, преградили путь два под-выпивших переростка, начали ее подталки­вать, дразнить, дергать за волосы. Галя пы­талась уйти, но ее не пускали... Света со злорадством наблюдала, как издеваются над ее приятельницей и вовсе не спешила по­звать взрослых, вызвать милицию.

Комментарий юристов: С точки зрения правовых норм нарушений со стороны Све­ты не было.

Комментарий гуманистов: С точки зре­ния морали Света — подлый, безнрав­ственный человек. Она создает впечатление приятельницы, даже подруги, но на самом деле страшно завидует своей соседке. Ли­цемерие, зависть — одни из самых отри­цательных качеств человека.

Ситуация 4.

Сергей, ученик 7 класса, плохо учится. Он ходит в школу, отсижи­вает уроки, что-то пишет, но думает о сво­ем. Дома, когда нет родителей, смотрит телевизор или играет на улице. К выпол­нению домашних заданий относится недо­бросовестно. С каждого нового учебного года обещает взяться за учебу, но безре­зультатно.

Комментарий юристов: Противоправных действий совершено не было, поэтому дан­ный случай не попадает под действие пра­вовых норм.

Комментарий гуманистов: Лень — один из пороков человечества. Вероятно, Сергей не раз слышал увещевания родителей и учителей. И.С.Тургенев считал, что "всякий человек сам себя воспитать должен", но, возможно, Сергею нужна была помощь психолога, чтобы занятия в школе были более продуктивны, чтобы он смог преодо­леть лень и безразличие.

Ведущий: Какие отличия между норма­ми права и нормами морали?         Ответ учеников: Мораль складывается путем общественного мнения, а нормы права устанавливаются компетентными го­сударственными органами в официальных документах. Нормы морали используются в силу личных убеждений, регулируют более широкую область отношений и др.

Ведущий: Одни поступки могут регули­роваться только моралью, другие— толь­ко правом, а третьи — и тем, и другим. Да, законы совести общеизвестны. Но не­обходимо четко усвоить, что их нужно со­блюдать. В большинстве случаев нарушение законов совести — это и нарушение зако­нов государства, что влечет за собой не только моральную — муки совести, но и правовую — ответственность перед государ­ством.

Право и мораль поддерживают друг дру­га в деле упорядочения отношений между людьми. Так, законы совести отрицательно оценивают большинство видов преступлений и тем самым дополнительно удерживают людей от их совершения. Закон иногда можно обойти, но моральное осуждение на­стигает всегда. Таким образом, мораль и право дополняют друг друга.

Викторина "Знаешь ли ты законы своей республики?"

1.Какой основной закон в Республике Беларусь? (Конституция Республики Бела­русь.)

2.Какие законы вы еще знаете? ("Об образовании", "О правах ребенка", Уголов­ный кодекс РБ, Гражданский кодекс РБ, Кодекс РБ об административных правона­рушениях.)

3.Какой   орган   принимает   законы? (Парламент РБ. Чтобы законопроект стал законом, необходимо, чтобы его подписал президент. После опубликования закона в средствах массовой информации он вступа­ет в силу).

4.Что такое закон? (Закон — норма­тивно-правовой акт, принятый в особом по­рядке, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.)

5.Что такое преступление? В какой статье УК РБ раскрывается данный тер­мин? (В ст. 11 действующего УК РБ го­ворится, что преступлением признается совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризую­щееся признаками, предусмотренными на­стоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания)

6.Когда была принята Конституция РБ? (15 марта 1994 г., в 1996 г. на рес­публиканском референдуме в нее были внесены изменения и дополнения.)

7.В каком разделе Конституции РБ за­креплен Правовой статус гражданина? (Раз­дел 2. "Личность, общество, государство".)

8.Что такое законность? (Неукосни­тельное соблюдение законов и иных нор­мативно-правовых актов, верховенство зако­нов, охрана правопорядка.)

9.С какого возраста лицо подлежит уголовной ответственности? (Достигшие ко времени совершения преступления шест­надцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных УК, где к от­ветственности могут быть привлечены лица с 14 лет, ст. 27 УК РБ ).

10.Какие виды наказаний применяют­ся за совершение преступления? (Ст. 48 УК РБ: общественные работы, штраф, ис­правительные работы, арест, лишение сво­боды, пожизненное заключение, смертная казнь и др.)

11.Какие из видов наказаний не при­меняются к несовершеннолетним? (Смерт­ная казнь и наказание, предусматриваю­щее срок лишения свободы свыше 10 лет.)

12.За совершение каких преступлений предусмотрена уголовная ответственность с 14 лет? (За убийство умышленное нанесе­ние телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, — т. е. за совер­шение преступлений, опасность которых очевидна и могла быть осознана в этом возрасте.)

13.В соответствии с какими статьями кодекса РБ об административных правона­рушениях и за какие нарушения могут привлекаться несовершеннолетние к ответ­ственности? (Административной ответствен­ности подлежат несовершеннолетние с 16 до 18 лет в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РБ: за мелкое хищение государственного и об­щественного имущества — ст. 51; за на­рушение водителями правил эксплуатации транспортных средств — ст. 82; за наруше­ние правил движения пешеходами и ины­ми участниками движения на дорогах — ст. 112—119; за нарушение порядка прода­жи гладкоствольного оружия — ст. 146; за мелкое хулиганство   — ст.   156;   за стрельбу из огнестрельного оружия в на­селенных пунктах и в неотведенных для этого местах или с нарушением установ­ленного порядка — ст. 157; за неповино­вение законному распоряжению или требо­ванию работника милиции, народного дру­жинника,   военнослужащего   или   иного лица при исполнении ими обязанностей или общественного долга по охране обще­ственного порядка — ст. 166).

14.За какие правонарушения могут привлекаться к административной ответ­ственности родители несовершеннолетних и лица, их заменяющие? (За появление в об­щественных местах несовершеннолетних до 16 лет в пьяном состоянии или за распи­тие спиртных напитков — ст. 159, ч. 4; доведение несовершеннолетних до состоя­ния опьянения — ст. 160, ч. 1; покупку спиртных напитков для несовершеннолет­них — ст. 160, ч. 2; злостное невыполне­ние обязанностей по воспитанию детей — ст. 162, ч. 1; мелкое хулиганство детей в возрасте 14—16 лет — ст. 162, ч. 2.)

15.Кто осуществляет основную работу по профилактике преступности несовершен­нолетних? (Комиссии по делам несовершен­нолетних, создаваемые при районных, го­родских, областных, Минском городском исполнительных комитетах соответствующи­ми исполнительными комитетами. Большая ответственность за проведение профилакти­ческой работы ложится на школу.)

16.Какие   вопросы   рассматривают КДН? (Комиссии обладают полномочиями органа государственной власти и вправе применять меры административного взыс­кания к несовершеннолетним правонару­шителям и родителям или лицам, их за­меняющим, которые уклоняются от выпол­нения родительских обязанностей или по­сягают на права несовершеннолетних, а также к любым иным взрослым лицам, которые оказывают пагубное влияние на несовершеннолетних.)

17.К какому виду нарушений относят­ся появление надписей на стенах и две­рях зданий, на мебели, партах, разбрасы­вание мусора вокруг школы? (Мелкий ван­дализм, повреждение имущества, разбрасы­вание мусора — административное право­нарушение.)

18.К какому виду нарушений относятся драки, кражи? (Уголовные преступления.)

19.Что такое криминология? (Наука, изучающая   причины   и   закономерности возникновения и существования преступно­сти в обществе).

20.Что такое виктимология? (Наука о жертве преступления, victim — жертва (лат.)).

Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.
Права и обязанности учащихся закреплены в основном законе жизни и деятельности школы — ее уставе, который принимается на общешкольной конференции, в работе которой, как правило, участвуют наряду с педагогами и родителями сами учащиеся.
Устав представляет собой свод правил и положений, которые определяют цели, задачи, организацию, структуру и порядок деятельности школы.

В уставе закреплены права учащегося:
• на правовую и социальную защищенность;
• на выбор профиля обучения;
• уважение    своего достоинства;
• на помощь учителей и овладение знаниями;
• на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
• на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;
• на защиту труда и здоровья в процессе обучения;
• представлять школу на конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями;
• выбирать и быть выбранным на конференцию, в совет школы, органы ученического самоуправления;
• принимать участие в распределении заработанных школой средств;
• высказывать свое мнение при оценке деятельности учителей в форме, определенной уставом школы;
• на признание и оценку своей учебной и общественной деятельности;
• на открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках контрольных работ и экзаменов.

Устав устанавливает:
• старательно учиться, овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками, быть дисциплинированным, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции;
• не унижать достоинство людей, уважать их взгляды и убеждения;
• достойно вести себя в школе и за ее пределами, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие, человечность;
• бережно и с уважением относиться к национальной истории и культуре своего и других народов;
• беречь родную природу и окружающий мир, их богатство и красоту;
• подчиняться решениям конференции, совета школы, указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям учителя и других сотрудников школы, исполнять устав школы.
Устав школы закрепляет также и отдельные запрещения на поведение и действия учащихся, грубо нарушающие порядок в школе и представляющие собой опасность для окружающих.

Учащимся    школы запрещается:
• носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, особенно оружие, боеприпасы и т.д., применение или угроза их применения;
• развязывать и провоцировать драки в школе и в школьном дворе и участвовать в них;
• иметь спиртные напитки или наркотики, употреблять их, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях;
• играть на занятиях и в перерывах в карты и другие азартные игры;
• заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб школе,    собственности учащегося;
• игнорировать замечания, сделанные учителем или представителем администрации школы, проявляя при этом грубость и неуважительность;
• регулярно не выполнять получаемые задания или их систематически недобросовестно выполнять.
Но во всех случаях, разрешая ситуации, связанные с привлечением учащихся к ответственности за нарушение требований устава школы, другие проступки, администрации школы необходимо учитывать положение основополагающих правовых документов, закрепляющих методы дисциплинарной практики в учебно-воспитательных учреждениях.

 

Разделы сайта