Проект «Родительский университет»
Актуальной формой организации работы с родителями в 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет».
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа - родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Родительский университет начал функционировать в ГУО «Старосельская средняя школа имени М.Н.Чернака» с 01.12.2020 года. Работа Родительского университета способствовала повышению уровня педагогической компетентности, а также повышению педагогической компетентности родителей.
Формами взаимодействия с родителями в рамках Родительского университета являлись лекция, семинар-практикум, беседа, семинар, конференция, тренинг, дискуссия.
Онлайн-платформа на сайте факультета социально-педагогических технологий Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» ⇒перейти
Кодекс о браке и семье
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году»
План мероприятий
по реализации проекта «Родительский университет»
на 2024-2025 учебный год
Тема занятия
|
Сроки проведения
|
Форма проведения
|
Ответственные
|
1 класс
|
Адаптация учащихся в 1-м классе
|
сентябрь
|
лекция/ практикум / вебинар
|
классный руководитель
|
Режим дня школьника.
|
ноябрь
|
беседа/ практикум / мастер класс
|
классный руководитель
|
Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
|
январь
|
круглый стол/ дискуссия/
форум
|
классный руководитель
|
Положительные эмоции в жизни школьника
|
апрель
|
семинар практикум /психологический тренинг
|
классный руководитель
|
2 класс
|
Как родители могут помочь ребенку учиться.
|
октябрь
|
беседа/ семинар-практикум
/ вебинар
|
классный руководитель
|
Главные правила здорового образа жизни.
|
декабрь
|
круглый стол/ семинар-практикум / вебинар
|
классный руководитель
|
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка
|
февраль
|
лекция/ семинар-практикум/ психологический тренинг
|
классный руководитель
|
Трудовое воспитание детей в семье
|
май
|
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер - класс
|
классный руководитель
|
3 класс
|
Значение школьной отметки в жизни ребeнка
|
сентябрь
|
беседа/ семинар-практикум / вебинар
|
классный руководитель
|
Психологические и физиологические особенности третьеклассников
|
декабрь
|
лекция/ семинар-практикум
/ мастер-класс
|
классный руководитель
|
Здоровая семья – здоровый ребенок
|
январь
|
беседа/ дискуссия/ практикум
|
классный руководитель
|
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника
|
апрель
|
семинар - практикум/ психологический тренинг
|
классный руководитель
|
4 класс
|
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов
|
сентябрь
|
лекция/ вебинар
|
классный руководитель
|
Как научить своего ребенка жить в мире людей
|
декабрь
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
|
классный руководитель
|
Ребёнок и компьютер
|
февраль
|
конференция / круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
|
классный руководитель
|
Книги в жизни школьника
|
май
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
|
классный руководитель
|
5 класс
|
Адаптация ребенка в новом коллективе
|
сентябрь
|
Семинар-практикум / вебинар
|
классный руководитель
|
Ребенок среди сверстников
|
ноябрь
|
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум
|
классный руководитель
|
Ваш ребёнок вырос
|
февраль
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
классный руководитель
|
Меры наказания и поощрения в современной семье
|
май
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
|
классный руководитель
|
6 класс
|
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи
|
сентябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
классный руководитель
|
Профилактика проблемного поведения подростков.
|
декабрь
|
Семинар-практикум / вебинар/ психологический
тренинг
|
классный руководитель
|
Безопасность подростков в сети Интернет
|
март
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум / мастер-класс
|
классный руководитель
|
Организация летнего отдыха подростков
|
май
|
конференция/ семинар-практикум / вебинар
|
классный руководитель
|
7 класс
|
Психологические и физиологические особенности семиклассников
|
сентябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
классный руководитель
|
Профилактика правонарушений подростков
|
ноябрь
|
круглый стол/ беседа/ вебинар
|
классный руководитель
|
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
|
февраль
|
конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/
психологический тренинг
|
классный руководитель
|
Как повысить учебную мотивацию подростков
|
апрель
|
беседа/ семинар-практикум / психологический тренинг
|
классный руководитель
|
8 класс
|
Жизненные цели подростков
|
октябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
классный руководитель
|
Как уберечь подростка от насилия
|
декабрь
|
конференция/ форум/ семинар-практикум /психологический тренинг
|
классный руководитель
|
Осторожно: суицид
|
март
|
беседа/ семинар-практикум / вебинар
|
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный
|
Культура поведения в конфликтных ситуациях
|
май
|
круглый стол/ конференция/ семинар-практикум
|
классный руководитель
|
9 класс
|
Портрет современного подростка
|
сентябрь
|
лекция/ конференция/ вебинар
|
классный руководитель
|
Агрессия, еe причины и последствия
|
ноябрь
|
беседа/ семинар-практикум
/ вебинар
|
классный руководитель
|
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять
|
февраль
|
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
классный руководитель
|
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
|
апрель
|
конференция/ форум/ семинар-практикум / вебинар
|
классный руководитель
|
10 класс
|
Здоровье - это жизнь |
сентябрь
|
лекция/беседа/
семинар-практикум/вебинар
|
классный руководитель
|
Первая любовь в жизни вашего ребенка
|
ноябрь
|
круглый стол/дискуссия/форум/мастер-класс
|
классный руководитель
|
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек
|
февраль
|
беседа/круглыйстол/вебинар
|
классный руководитель
|
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
|
апрель
|
круглый стол/дискуссия/психологический тренинг, вебинар
|
классный руководитель
|
11 класс
|
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
|
октябрь |
семинар-практикум/форум/вебинар
|
классный руководитель |
Как уберечь ребенка от зависимостей?
|
декабрь
|
конференция/беседа/практикум
|
классный руководитель
|
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
|
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/вебинар
|
классный руководитель |
Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам?
|
май |
семинар-практикум/ мастер-класс/психологический тренинг
|
классный руководитель |