Профессиональное образование в Брестской области
Система профессионального образования – 31 учреждение образования, подчиненное главному управлению по образованию Брестского облисполкома, 8 из которых имеют статус среднего специального учреждения образования, 8 –профессионально-технического колледжа, 15 – профессионального лицея. В них обучается около 9 тысяч учащихся на уровне профессионально-технического образования и около 6 тысяч – на уровне среднего специального образования.
Обучение ведется по 82 рабочим профессиям и 35 специальностям уровня среднего специального образования. Большинство профессий являются интегрированными: около 70% обучающихся одновременно получают две и более квалификации, что дает гарантию трудоустройства выпускников, расширяет зону их профессиональной компетентности и повышает конкурентоспособность на рынке труда.
В системе профессионального образования создано 7 ресурсных центров, позволяющих изучать новую технику и технологии по таким профилям, как машиностроение, общественное питание, сантехнические, сварочные работы, сельскохозяйственное и швейное производство, деревообработка, парикмахерское искусство. На их базе ежегодно проходят обучение по профилю учащиеся из областных учреждений профессионального образования, проводятся областные конкурсы профессионального мастерства учащихся и мастеров производственного обучения.
Современная система профессионального образования оперативно реагирует на текущие и перспективные потребности экономики в квалифицированных рабочих, прилагает усилия к интенсификации образовательного процесса и повышению качества подготовки нового трудового поколения.
Сегодня это гибкая, разноуровневая система профессиональной подготовки и образования. Учреждения профессионального образования могут предложить не только широкий выбор профессий, но и различные уровни образования: профессионально-техническое на основе базового с получением общего среднего, на основе общего среднего, на основе общего базового образования без получения общего среднего образования, среднее специальное образование. Профессиональное обучение учащихся Х-ХI классов учреждений общего среднего образования по третьей модели реализации образовательной программы профессиональной подготовки в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» организовано в 23 учреждениях профессионального образования. Обучением по 31 профессии рабочих и 2 профессиям служащих охвачены более 2600 учащихся.
Профессиональное образование стало системой реальной социальной защиты и социальных гарантий для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов. Ежегодно в учреждениях профессионального образования обучается около 500 детей-сирот и почти 200 лиц с особенностями психофизического развития, включая инвалидов.
Для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе, и инвалидов созданы условия для получения профессионального образования: на базе УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» функционирует Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц указанной категории, условия для их обучения созданы и в ряде других учебных заведений, в которых организованы специальные и интегрированные группы. Лица с ограниченными возможностями могут получить профессиональную подготовку, профессиональное образование в любом учреждении профессионального образования области.
Для формирования разносторонне развитой личности учащихся в учреждениях созданы все условия: работают объединения по интересам спортивно-оздоровительной, общественно-политической, художественной направленности и технического творчества.
Системно ведется работа по воспитанию патриотизма и национального самосознания, по физическому и нравственному совершенствованию учащихся, по эстетическому и экологическому воспитанию.
Педагогические коллективы учреждений профессионального образования находятся в постоянном творческом поиске новых путей обучения и воспитания. Подтверждением этому могут служить достойные выступления учащихся профессиональной школы на престижных международных конкурсах и фестивалях. Так, в 2020 году в г. Барановичи впервые в республике в формате фестиваля-конкурса проведен региональный этап республиканского конкурса профессионального мастерства WorldSkillsBelarus, где было представлено 19 компетенций и 4 демонстрационные площадки. На национальном чемпионате WorldSkillsBelarus 2020 представителями области завоёвано 9 медалей (золотых –2, серебряных – 3, бронзовых – 4).
В мае 2021 года в г. Ивацевичи проведен региональный фестиваль-конкурс профессионального мастерства среди учащихся, студентов и молодых рабочих с особыми потребностями. В фестивале приняли участие 76 конкурсантов, которые соревновались по 26 компетенциям, две из которых представлены в демонстрационном формате. Конкурсанты представляли учреждения профессионального образования, специальные общеобразовательные и вспомогательные школы-интернаты, учреждения высшего образования, предприятия и организации области.
Перечень учреждений профессионально-технического образования, подчиненных главному управлению по образованию Брестского облисполкома
№ п/п
|
Наименование
|
Адрес
|
Адрес сайта
|
1
|
Учреждение образования «Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания»
|
ул. Кирова, 50
225410, г. Барановичи
|
http://bargkso.by
|
2
|
Учреждение образования «Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж»
|
ул. Ленина, 111
225080, г. Высокое Каменецкій р-н
|
http://vgsptk.brest.by
|
3
|
Учреждение образования «Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности»
|
ул. Федотова, 36
225710, г. Пинск
|
http://pinskgptklp.brest.by
|
4
|
Учреждение образования «Белоозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники»
|
ул. Энергетиков, 8
225215, г. Белоозерск
|
http://kljblz.brest.by
|
5
|
Учреждение образования «Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения»
|
ул. Революционная, 20
225710, г. Пинск
|
http://pk.brest.by
|
6
|
Учреждение образования «Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства»
|
ул. Чапаева, 56
225643, г. Лунинец
|
http://luninec-gptk.by
|
7
|
Учреждение образования «Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж»
|
ул. Чехова, 10а
225644, г. Лунинец
|
http://lgplp.brest.by
|
8
|
Учреждение образования «Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения»
|
ул. Янки Купалы, 6/1
224020, г. Брест
|
http://ptkp.brest.by
|
9
|
Учреждение образования «Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта»
|
ул. Папанина, 4
224016, г. Брест
|
http://gptu27.brest.by
|
10
|
Учреждение образования «Барановичский государственный профессиональный лицей строителей»
|
ул. Брестская, 291
225413, г. Барановичи
|
http://bsplb.brest.by
|
11
|
Учреждение образования «Брестский государственный профессиональный лицей строителей»
|
ул. Пригородная, 27
224034, г. Брест
|
http://ptu65.brest.by
|
12
|
Учреждение образования «Пинский государственный профессиональный лицей строителей»
|
ул. Брестская, 141
225710, г. Пинск
|
https://pinskgpls.brest.by
|
13
|
Учреждение образования «Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности»
|
ул. Янки Купалы, 52
224020, г. Брест
|
http://bgpllp.brest.by
|
14
|
Учреждение образования «Березовский государственный профессиональный лицей строителей»
|
ул. Якова Свердлова, 112
225204, г. Береза
|
http://berezagpl.by
|
15
|
Учреждение образования «Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения»
|
ул. Королика, 4
225416, г. Барановичи
|
http://bplm.brest.by
|
16
|
Учреждение образования «Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания»
|
ул. Дзержинского, 81
225301, г. Кобрин
|
http://kgplso.brest-region.edu.by
|
17
|
Учреждение образования «Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
|
ул. Пионерская, 3
225903, г. Малорита
|
http://malorita-gplsp.by
|
18
|
Учреждение образования «Новомышский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
|
ул. Слонимская, 85
225331, д. Новая Мышь
Барановичский р-н
|
http://novgpl.brest.by
|
19
|
Учреждение образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
|
ул. Октябрьская, 50
225432, г. Ганцевичи
|
http://gnclicei.brest.by
|
20
|
Учреждение образования «Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
|
224144, д. Жабчицы
Пинский р-н
|
http://ptu161.brest.by
|
21
|
Учреждение образования «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
|
ул. Механизаторов, 7
225295, г. Ивацевичи
|
http://ivgpl.brest.by
|
22
|
Государственное учреждение образования «Областной аграрно-производственный профессиональный лицей» в г. Дрогичине
|
ул. Октябрьская, 1
225612, г. Дрогичин
|
http://liceydrg.brest.by
|
23
|
Учреждение образования «Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
|
ул. Дзержинского, 123
225510, г.Столин
|
http://sgplsp.brest.by
|
Перечень учреждений среднего специального образования, подчиненных главному управлению по образованию Брестского облисполкома
№ п/п
|
Наименование
|
Адрес
|
Адрес сайта
|
1
|
Учреждение образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж»
|
ул. Героев обороны Брестской крепости, 78
224018, г. Брест
|
http://ttk.brest.by
|
2
|
Учреждение образования «Брестский государственный колледж связи»
|
ул. Кирова, 82
224013, г. Брест
|
http://bgks.by
|
3
|
Учреждение образования «Брестский государственный колледж сферы обслуживания»
|
ул. Пригородная, 23
224034, г. Брест
|
http://bgkso.brest.by
|
4
|
Учреждение образования «Кобринский государственный политехнический колледж»
|
ул. Дзержинского, 54
225308, г. Кобрин
|
http://kgpk.by
|
5
|
Учреждение образования «Пинский государственный аграрный технологический колледж»
|
ул. Ольховских, 22 225710, г. Пинск
|
http://pinsktechnolog.brest.by
|
6
|
Учреждение образования «Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е.Клещева»
|
ул. Иркутско-Пинской дивизии, 25
225710, г. Пинск
|
http://pgatkk.by
|
7
|
Учреждение образования «Пружанский государственный аграрно-технический колледж»
|
ул. Красноармейская, 11
225133, г. Пружаны
|
http://college.brest.by
|
8
|
Учреждение образования «Столинский государственный аграрно-экономический колледж»
|
ул. Советская, 133 225510, г. Столин
|
http://saec.by
|
Советы родителям: как помочь ребёнку в профессиональном самоопределении
Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма сказываются на судьбе детей. Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей. Могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим. Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном», «удобном», «беспроигрышным» устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь, достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от «своего» выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось. Нужно найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: «Пусть все решает сам» и «Что он без меня решит» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учится на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы: Первая группа – недостаточная информированность о профессиях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии. Найдите и прочитайте вместе специальную литературу о заинтересовавшей профессии, поговорите с человеком этой профессии, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассник, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей: - сложности с трудоустройством; - длительное время профессиональной подготовки; - трудности в согласовании профессиональных и личных планов; - профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо в них разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности. Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения «болячки». Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей. Третья группа ошибок – незнание самих правил выбора профессий. Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с ним образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходима усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному. Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга. Распространенная ошибка как школьника, так и родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности. Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения. Очень важно помочь ребенку сделать свой правильный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будут реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный выбор вовремя. Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений. Родители помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в сфере выбора профессии, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз. Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы. Выбор профиля обучения – важное и ответственное дело! Выбирая профиль, дальнейший образовательный маршрут, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности и желания. · Помните, что у вашего ребенка есть право на личный выбор. · Примите и уважайте самостоятельное решение подростка. · Дайте ребенку возможность принять ответственность за выбор на себя. · Будьте внимательными и заинтересованными слушателями. · Выясните, что знает ваш сын(дочь) о выбранном профиле, почему он(она) сделал(а) такой выбор. · Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранного профиля. · Учитывайте интересы и способности вашего ребенка, которые необходимы ему в обучении по выбранному профилю.