Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как помочь ребенку с выбором профиля обучения

Консультация для родителей.

Как помочь ребенку с выбором профиля обучения. Траектория дальнейшего образования.

         Для того, чтобы ориентироваться в огромном числе разнообразных видов деятельности, профессии необходимо сгруппировать в зависимости от главного, ведущего объекта труда, на пять типов.

  1. «Человек - природа», объект труда – растения, животные или микроорганизмы.
  2. «Человек - техника», объект труда – технические системы, материалы, виды энергии, вещественные объекты.
  3. «Человек - знаковая система», объект труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
  4. «Человек – человек», объект труда – люди, группы, коллективы.
  5. «Человек – художественный образ», объект труда – художественные образы, условия их построения.

Рассмотрим типы профессий, чтобы иметь возможность «примерить» их на себя.

«Человек-природа». Некоторым нравятся профессии, связанные с объектами живой природы, в первую очередь, растениями и животными. В этих случаях проявляется интерес к соответствующим учебным предметам: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии. Такие профессии можно объединить в три большие группы, труд в которых направлен на:

-растительные организмы (рабочий-лесовод, мастер-садовник, агроном и т. д.);

-животные организмы (кроликовод, пчеловод, техник-охотовед, зверовод и т.д.)

-микроорганизмы (лаборант-микробиолог, аппаратчик по выращиванию дрожжей, инженер-технолог микробиологического производства и т.д.)

«Человек-техника». В профессиях этого типа позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, алгебра, геометрия, черчение. Профессий этого типа можно объединить в восемь групп:

-связанные с добычей ископаемых (проходчики, бурильщики, горные техники, инженеры и др.)

-по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов (столяр, плотник, оптик, прядильщица, ткачиха и др.)

-по производству и обработке металла, механической сборке и монтажу машин, приборов, оборудования (плавильщик металла, шлифовальщик, слесарь-инструментальщик и др.)

-по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, машин, транспортных средств (слесарь-ремонтник, техник-механик и др.)

-по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций (каменщик, инженер-строитель, архитектор и др.)

-по сборке, монтажу, ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов (электромонтажник, радиоинженер электросвязи, радиоинженер, техник-электрик и др.)

-связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими (матрос, водитель автомобиля, техник-судоводитель, инженер-пилот и др.)

-по переработке продукции сельского хозяйства (повар, кондитер, техник-технолог приготовления пищи и др.)

«Человек - знаковая система». Наиболее тесно связаны такие виды учебной деятельности, которые включают выполнение письменных работ, записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезки, выписки), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, чертежей, схем.

Профессии этого типа можно разделить на три группы:

-создание и оформление документов, анализ текстов или их преобразование (секретарь-машинистка, телеграфист, корректор, библиограф, переводчик и др.)

-числа, количественные соотношения (контролер-кассир, бухгалтер, программист и др.)

-схематические отображения объектов (чертежник, топограф, штурман-аэрофотосъемщик, инженер-картограф и др.)

«Человек – художественный образ». Помимо интересов и склонностей надо иметь соответствующие способности, которые могут проявиться не только на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, труда, но во время внеурочной деятельности, порой не связанной с учебой в школе. Четыре группы профессий:

-изобразительная деятельность (облицовщик-мозаичник, фотограф-художник, резчик по камню, скульптор, визажист, конструктор-модельер одежды, художник и др.)

-музыкальная деятельность (артист оркестра, концертный исполнитель, композитор, настройщик музыкальных инструментов и др.)

-актерско-сценическая деятельность (актер драмтеатра и кино, артист эстрады, артист цирка и др.)

«Человек-человек». Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством людьми. В какой-то мере на них помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история и литература. Выявлению собственных интересов и склонностей в данной области труда способствует, в первую очередь, участие в организаторской, шефской работе с детьми и подростками, в общественной деятельности, коллективных мероприятиях. Первая особенность профессий этого типа сводится к взаимодействию между людьми: не ладится это взаимодействие – не ладится работа. Вторая особенность состоит в том, что от человека требуется как бы двойная подготовка: научиться устанавливать и поддерживать контакты между людьми, понимать их и одновременно быть подготовленным в конкретной области производства, науки, техники, искусства. Все профессии этого типа можно объединить в пять групп:

-управление производством, руководство людьми, коллективами (диспетчер автотранспортного предприятия, командир авиаотряда, руководитель самостоятельного народного коллектива (хора, оркестра), инженер-экономист по организации производства и др.)

-обучение и воспитание людей, организация детских коллективов (воспитатель, учитель, мастер производственного обучения и др.)

-материально-бытовое и торговое обслуживание населения (продавец, проводник, парикмахер, официант и др.)

-информационное обслуживание людей (юрист-консультант, экскурсовод и др.)

-медицинское обслуживание людей (медсестра, фельдшер, врач и др.)

Труд человека, обладающего той или иной профессией в соответствии с данной типологией, направлен на самые различные сферы. Например, полеводы («Человек-природа») применяют разнообразную технику («Человек-техника»). Работая в трудовых коллективах, люди постоянно общаются, взаимодействуют друг с другом («Человек-человек»). Поэтому в современных условиях профессиональная деятельность человека чаще всего не ограничивается каким-либо одним типом профессий. Но все-таки один вид деятельности является главенствующим. Необходимо отыскать свой интерес как можно раньше, в школьные годы, чтобы не лишить себя радости найти свое призвание, а не получить скучное ремесло. Здесь на помощь может прийти учет мнения взрослых, самонаблюдение, самооценка.

Анкета «В поисках профессии», которую может заполнить Ваш ребенок, поможет ему самостоятельно решить, какой из типов профессий соответствует его личностным качествам. Параллельно с ним, не заглядывая в его ответы, данную анкету относительно своего ребенка можете заполнить и вы, а затем обсудить с ним результат.

Если вы отвечаете на вопрос утвердительно, ставьте знак «плюс», отрицательно - «минус», затрудняетесь ответить -0.

1.Вы легко, без внутренней скованности вступаете в общение с новыми людьми?

2.Вы подолгу можете что-либо мастерить (шить, чинить, вязать)?

3.Вы стараетесь придать окружающей вас среде черты красоты?

4.Вы охотно и постоянно ухаживаете за растениями (животными)?

5.Вы охотно и подолгу можете что-либо вычислять, чертить, подсчитывать?

6.Вы охотно проводите время со сверстниками или младшими, когда им нужно помочь, увлечь чем-либо, занять?

7.Вы охотно и часто помогаете старшим по уходу за животными (растениями)?

8.Вы обычно делаете в письменных работах мало ошибок?

9.Вашими изделиями (теми, что вы делаете в свободное время) интересуются товарищи, старшие?

10.Родители, учителя, другие люди считают, что у вас есть способности к определенной области искусства?

11.Вы охотно читаете литературу о растительном или животном мире?

12.Вы активно участвуете в художественной самодеятельности, каком-либо творческом объединении (кружке), клубном учреждении?

13. Вы охотно читаете об устройстве и работе механизмов, машин, приборов?

14.Вы охотно и подолгу можете разгадывать головоломки, сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами?

15.Вы легко улаживаете конфликты между сверстниками, младшими?

16. Родители, учителя, другие люди считают, что у вас есть способности к работе с техникой?

17.Результаты вашего художественного творчества одобряют и совершенно вам незнакомые люди?

18.Родители, учителя, другие люди считают, что у вас есть склонности к работе с растениями или животными?

19.Вам обычно удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме?

20. Вы почти никогда и ни с кем не ссоритесь?

21. Незнакомые люди одобряют результаты вашего технического творчества?

22. Вы усваиваете иностранные слова без особого труда?

23.Вы часто помогаете незнакомым людям?

24. Вы подолгу, не уставая, можете заниматься музыкой, рисованием, лепкой, другими видами искусства?

25. Вы вникаете в ход развития растительных или животных организмов, стараетесь каким-то образом на него повлиять?

26.Вам доставляет удовольствие разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов?

27. Вам обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий?

28. Вы охотно наблюдаете за животными (или рассматриваете растения)?

29.Вы охотно читаете научно-популярную, или литературно-критическую, или публицистическую литературу?

30.Вы стараетесь понять секреты мастерства работников искусства и пытаетесь их применить, пробуя свои силы в живописи, музыке, скульптуре, другом виде искусства?

 

Подсчитайте число плюсов и минусов по следующим группам вопросов в отдельности:

Вопросы соответствуют типу «человек-природа»:

№4,7,11,18,25,28

Вопросы соответствуют типу «человек-техника»

№2,9,13,16,21,26

Вопросы соответствуют типу «человек-знаковая система»

№5,8,14,19,22,29

Вопросы соответствуют типу «человек-художественный образ»

№3,10,12,17,24,30

Вопросы соответствуют типу «человек-человек»

№1,6,15,20,23,27

В какой группе вопросов наибольшее число плюсов, к тому типу профессий имеет склонность ваш ребенок. Конечно, это не окончательный вердикт, но информация к размышлению. Умение разбираться в себе, в побуждении к собственной деятельности – большой дар. Оно помогает избежать многих жизненных ошибок.

Предлагаем вам перечень учреждений профессионально-технического образования исреднего специального образования, подчиненных главному управлению по образованию Брестского облисполкома.

Перечень учреждений профессионально-технического образования,   подчиненных главному управлению по образованию Брестского облисполкома.

№ п/п

Наименование

Адрес

Адрес сайта

1

Учреждение образования «Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания»

ул. Кирова, 50

225410, г. Барановичи

http://bargkso.by

2

Учреждение образования «Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж»

ул. Ленина, 111

225080, г. ВысокоеКаменецкій р-н

http://vgsptk.brest.by

3

Учреждение образования «Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности»

ул. Федотова, 36

225710, г. Пинск

http://pinskgptklp.brest.by

4

Учреждение образования «Белоозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники»

ул. Энергетиков, 8

225215, г. Белоозерск

http://kljblz.brest.by

5

Учреждение образования «Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения»

ул. Революционная, 20

225710, г. Пинск

http://pk.brest.by

6

Учреждение образования «Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства»

ул. Чапаева, 56

225643, г. Лунинец

http://luninec-gptk.by

7

Учреждение образования «Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж»

ул. Чехова, 10а

225644, г. Лунинец

http://lgplp.brest.by

8

Учреждение образования «Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения»

ул. Янки Купалы, 6/1

224020, г. Брест

http://ptkp.brest.by

9

Учреждение образования «Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта»

ул. Папанина, 4

224016, г. Брест

http://gptu27.brest.by

10

Учреждение образования «Барановичский государственный профессиональный лицей строителей»

ул. Брестская, 291

225413, г. Барановичи

http://bsplb.brest.by

11

Учреждение образования «Брестский государственный профессиональный лицей строителей»

ул. Пригородная, 27

224034, г. Брест

http://ptu65.brest.by

12

Учреждение образования «Пинский государственный профессиональный лицей строителей»

ул. Брестская, 141

225710, г. Пинск

https://pinskgpls.brest.by

13

Учреждение образования «Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности»

ул. Янки Купалы, 52

224020, г. Брест

http://bgpllp.brest.by

14

Учреждение образования «Березовский государственный профессиональный лицей строителей»

ул. Якова Свердлова, 112

225204, г. Береза

http://berezagpl.by

15

Учреждение образования «Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения»

ул. Королика, 4

225416, г. Барановичи

http://bplm.brest.by

16

Учреждение образования «Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания»

ул. Дзержинского, 81

225301, г. Кобрин

http://kgplso.brest-region.edu.by

17

Учреждение образования «Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

ул. Пионерская, 3

225903, г. Малорита

http://malorita-gplsp.by

18

Учреждение образования «Новомышский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

ул. Слонимская, 85

225331, д. Новая Мышь

Барановичский р-н

http://novgpl.brest.by

19

Учреждение образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

ул. Октябрьская, 50

225432, г. Ганцевичи

http://gnclicei.brest.by

20

Учреждение образования «Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

224144, д. Жабчицы

Пинский р-н

http://ptu161.brest.by

21

Учреждение образования «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственно-го производства»

ул. Механизаторов, 7

225295, г. Ивацевичи

http://ivgpl.brest.by

22

Государственное учреждение образования «Областной аграрно-производственный профессиональный лицей» в г. Дрогичине

ул. Октябрьская, 1

225612, г. Дрогичин

http://liceydrg.brest.by

23

Учреждение образования «Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

ул. Дзержинского, 123

225510, г.Столин

http://sgplsp.brest.by

  

Перечень учреждений среднего специального образования, подчиненных главному управлению по образованию Брестского облисполкома

№ п/п

Наименование

Адрес

Адрес сайта

1

Учреждение образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж»

ул. Героев обороны Брестской крепости, 78

224018, г. Брест

http://ttk.brest.by

2

Учреждение образования «Брестский государственный колледж связи»

ул. Кирова, 82

224013, г. Брест

http://bgks.by

3

Учреждение образования «Брестский государственный колледж сферы обслуживания»

ул. Пригородная, 23

224034, г. Брест

http://bgkso.brest.by

4

Учреждение образования «Кобринский государственный политехнический колледж»

ул. Дзержинского, 54

225308, г. Кобрин

http://kgpk.by

5

Учреждение образования «Пинский государственный аграрный технологический колледж»

ул. Ольховских, 22 225710, г. Пинск

http://pinsktechnolog.brest.by

6

Учреждение образования «Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е.Клещева»

ул. Иркутско-Пинской дивизии, 25

225710, г. Пинск

http://pgatkk.by

7

Учреждение образования «Пружанский государственный аграрно-технический колледж»

ул. Красноармейская, 11

225133, г. Пружаны

http://college.brest.by

8

Учреждение образования «Столинский государственный аграрно-экономический колледж»

ул. Советская, 133 225510, г. Столин

http://saec.by

 

 

Разделы сайта